Ильязова Наталия Юрьевна, воспитатель
Консультация для родителей на тему: «Как рассказать детям о войне».
9 МАЯ – праздник простой и в то же время сложный для понимания детей. С одной стороны простая и понятная тема борьбы добра со злом, а с другой – очень сложно объяснить, почему была война, почему люди уничтожали друг друга.
Как рассказать нашим детям об этой Великой Войне, какие найти слова, чтобы поведать в полной мере о страданиях молодых ребят, ставших впоследствии героями? Как донести суть происходившего грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма? Наверное, в первую очередь задать себе несколько вопросов — во-первых, ДЛЯ ЧЕГО мы это делаем, и во-вторых — ОБЛАДАЕМ ЛИ достаточным количеством знаний, чтобы грамотно преподнести нашим чадам суть войны. Есть несколько способов, как рассказать детям о войне. Первый способ — говорите об этом с ребенком! О войне, естественно, нельзя рассказать за один раз, и вы будете периодически возвращаться к этой теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка, все больше и больше. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого. Даже если среди ваших родственников и знакомых нет ветеранов, которые, конечно, являются, лучшими рассказчиками, вы можете показать ребенку памятные мемориалы, отвести его к Вечному огню и рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне. Важно подчеркнуть, что война это конфликт правительств, а не народов, разрешаемый, однако, за счет населения стран. Говоря о войнах в общем и Великой Отечественной войне в частности, стоит сделать акцент на том, что причина происходящего не в том, что одна из наций – «плохая». Объясните ребенку, что огромные потери несет население всех стран, участвующих в войне, и, например, для мирного населения Германии Великая Отечественная война была такой же трагедией, как и для русских. Самыми яркими примерами будут, конечно, семейные. Вы можете показать ребенку фотографии бабушек и дедушек или известных ему друзей семьи и рассказать ему о тех, кто воевал на фронте или работал в тылу. Говоря о блокаде Ленинграда, не надо вдаваться в подробности, достаточно будет сказать, что фашисты блокировали подъезды к городу, чтобы туда нельзя было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать. Второй способ - чтение художественной литературы. Предлагаем вашему вниманию список художественной литературы, которую можно прочитать в кругу семьи с детьми дошкольного возраста, а затем совместно обсудить полученные впечатления от прочитанного: · Воронкова Л. «Девочка из города» (История о девочке-сироте, оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и дом.) · Кассиль Л. « Улица младшего сына» (Повесть, посвященная трагической судьбе Володи Дубинина, юного партизана — героя Великой Отечественной войны.) · Катаев В. «Сын полка» (Повесть о мальчике-сироте Ване Солнцеве, попавшем в военную часть к разведчиками и ставшем сыном полка.) · Осеева В. А. «Васёк Трубачёв и его товарищи» (Произведение о судьбе мальчишки Васе Трубачёве и его друзьях, чье мирное детство оборвала война.) · Симонов К. «Сын артиллериста» (Баллада о майоре Дееве и Лёньке, сыне его друга, основанная на реальных событиях.) · Яковлев Ю. « Девочки с Васильевского острова» (Пронзительный рассказ о девочке Тане Савичевой, умершей вместе со всей своей семьей от голода в блокадном Ленинграде, написанный на основе её дневника.) А так же: Алексеев С. «Рассказы о Великой Отечественной войне»; Артюхова Н. « Светлана»; Баруздин С. « Шел по улице солдат»; Гайдар А. «Клятва Тимура», « Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»; Голявкин В. «Рисунок на асфальте»; Драгунский В. «Арбузный переулок»; Кассиль Л. «Дорогие мои мальчишки», «Огнеопасный груз», «Твои защитники»; Маркуша А. «Я — солдат, и ты — солдат»; Паустовский К. «Похождения жука-носорога»; Соколовский А. «Валерий Волков»; Суворина Е. « Витя Коробков»; Туричин И. «Крайний случай»; Яковлев Ю. «Как Серёжа на войну ходил»; Орлов Владимир «Брат мой в Армию идет»; «Сказка о громком барабане» изд-во «Детская литература», 1985 г.; Георгиевская С. «Галина мама»; Митяев Анатолий «Почему Армия родная» , «Таежный подарок»; «Отцовское поле» В. Крупин; Л. Кассиль "Твои защитники". Митяева А. «Дедушкин орден»; Ким Селихов, Юрий Дерюгин «На красной площади парад», 1980 г; Соболев Леонид «Батальон четверых»; Лавренев Б. «Большое сердце»; Зотов Борис «Судьба командарма Миронова», 1991; «Рассказы о войне» (К. Симонов, А. Толстой, М. Шолохов, Л. Кассиль, А. Митяев, В. Осеева); Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Михалков «День Победы»; С. П. Алексеев «Брестская крепость». Чтение стихотворений: «Мать - Земля» Я Абидов, «Навек запомни» М. Исаковский; «Братские могилы» В. Высоцкий, «Советский воин», «Победой кончилась война» Т. Трутнева. Третий способ — просмотр тематических передач по телевизору вместе с детьми. Стоит не только рассказывать ребенку о войне, но и показывать ему фильмы на военную тему. «Сын полка» В.П.Катаева, «Дорогие мои мальчишки» Л.А.Кассиля, «Девочка из города» Воронкова Л.Ф., «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Отец солдата», «Девочка ищет отца». «Садись рядом, Мишка», «Полонез Огинского» «Два Федора». Детские фильмы о Великой Отечественной войне: «Мишка принимает бой» 1970, «Дети партизана» 1954, «Пятерка отважных» 1970, «Легенда», 1970. Мультфильмы о Великой Отечественной войне: «Жить» 2016, «Воспоминание», «Солдатская сказка», «Легенда о старом маяке». Четвертый способ — расскажите о ваших воевавших предках. Расскажите истории высочайшего героизма солдат на этой Священной войне, в красках опишите, как плакали матери и жены, провожая мужей и сыновей на войну. Герои, живущие в веках, всегда будут интересны ребенку, особенно мальчику. Ведь кто как не они мечтают о боевых подвигах! Главное — преподнести это с нужной стороны. Также можете показать красочные иллюстрации. Пятый способ — посещение памятных мест. 9 мая возьмите ребенка на торжественный Митинг и городское шествие «Парад Победы». Возложите цветы к памятнику Воину Освободителю. При встрече с Ветеранами поблагодарите их за нашу мирную жизнь. Шестой способ — общение с ветеранами.
К тому же зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом. 10 февраля 2021 в 09:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.